Музей истории города Мариинска

DSCN0001 (2)

«Музей истории города Мариинска» располагается в старинном двухэтажном каменном здании начала ХХ века на улице Ленина (ранее Большая Московская), памятнике архитектуры регионально значения. До революции дом принадлежал Гуревич Марии Янкелевне, где размещались часовая и ювелирная мастерские. С 1902 года в здании была открыта типография Л.Д.Прейсмана – первая на территории Кузбасса.

 

Вниманию посетителей сегодня в музее представлены следующие экспозиции : «Московско-Иркутский  тракт. Дорога слез и вечной суеты», «Золотая лихорадка» (о золотодобыче в Мариинском уезде), «Трактир на Большой Московской», «Купеческая гостинная», «Репрессии 30-50-х годов», «Мариинск в годы Великой Отечественной войны», «Архитектура уездного города».

На первом этаже Музея расположена Музейная лавка, где представлены работы местных мастеров и производителей (береста, Иван-чай, сувениры, полиграфия и пр.)

В настоящий время ведутся работы по созданию новой экспозиции «Великий Сибирский Путь», где будет отражена тема Гражданской войны и истории Транссиба. Продолжается работа по созданию концепций для следующих залов Музея.

В январе 2018 года Музей открыл свои онлайн-представительства в четырёх основных социальных сетях, а также отдельный информационный сайт, где в научно-популярной форме знакомит виртуальных посетителей со своей работой.

Одноклассники, Вконтакте, Фэйсбук, Инстаграм, Сайт

Экспозиция «Земля предков»

My beautiful pictureНа  территории бывшего краеведческого музея, по ул. Рабочая,15 действует экспозиция под открытым небом «Земля предков».  Она посвящена селькупам –  коренным жителям Сибири, которые в 15-17 веках проживали,  в том числе и на территории современного Мариинска.

Во дворе  размещены  точные  копии жилищ и предметов быта селькупов. Основными традиционными занятиями  были охота,  и рыболовство. Посетителям предоставлена возможность увидеть ловушки для птиц, диких животных, долбленые лодки, сети, острога, стрелы, мордушки, самоловы.

Интересным и необычным является  переносной чум. В центре чума на земле виден очаг-костер.

Священный лабаз, представляющий собой материальное воплощение религиозных представлений селькупов о загробном мире, являлся отображением ими этого мира.

Селькупы поклонялись духам-хозяевам леса и воды. Чтобы обеспечить успех в промысле, им приносились жертвы.  Жертвенное место также представлено взору посетителей.

Святилище, особо почитаемое у селькупов. Посещавшие святилище селькупы приносили в дар хозяевам — Духам лоскуты тканей и новую одежду.

Лабаз, который служил местом хранения продуктов и одежды, является неотъемлемой  частью экспозиции.

Центральное место занимает зимнее жилище. В центре расположен очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками. В избе можно увидеть традиционную утварь.

Навес для костра являлся самым примитивным жильем на охоте. Позволял хорошо выспаться, набить патроны, починить обувь, обработать дичь или пушнину. Посетителям предлагается  отдохнуть на бревнах под навесом у костра, отведать настоящей ухи, сваренной на костре и утолить жажду ароматным чаем на травах.

Довольно существенную роль  играл сбор кедрового ореха, поэтому среди селькупов хорошо был развит кедровый промысел. Гостям, предлагается не только рассмотреть, каким был стан обработки кедровых орехов, но и попробовать самостоятельно производство вылущивания орехов на самодельных вальках.

Обряд подвязывания ленточек привлекает посетителей экспозиции своей оригинальностью. Обычаи, поверья, ритуалы сопровождали не только промысловую деятельность, но и повседневную жизнь селькупов. Подвязывание лент это своего рода   поклонение священным деревьям (кедр, елка, береза), куда вешали лоскуты ткани, то есть одаряли Хозяина леса.

В завершении гостям предлагается пройтись босиком по тропе здоровья, которая состоит из кедровых шишек, мелких камешков, речного песка, тонких реек, травы.

Комментарии запрещены.